Государственное учреждение образования «Гливинский детский сад Борисовского района»

Государственное учреждение образования «Гливинский детский сад Борисовского района»

телефон: 8 017 77 67 86
222115 Республика Беларусь Минская обл., Борисовский район, д.Гливин, ул. Лесная, д.170б

Статья 159 Уголовного Кодекса РБ "Оставление в опасности"

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛИ!
НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.

ВЫ НЕСЕТЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ

 

        «За последние  месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.
       Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

      Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями.
      Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.


     ЗнайтеСогласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни  или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

    Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ»
    1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи —наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
    2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
    3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, —
наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

    Мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры! Ни в коем случае не оставляйте малышей без присмотра! Уголовным кодексом Республики Беларусь за оставление детей без помощи в опасной для жизни ситуации предусмотрены арест или ограничение свободы. Но даже самое строгое наказание не вернет к жизни родную кровиночку.
    Ст. 159  Объектом преступления является жизнь и здоровье человека, находящегося в опасном для жизни состоянии. Состояние является опасным для жизни, когда без необходимой и немедленной помощи может наступить смерть потерпевшего. Под опасным для здоровья состоянии следует понимать угрозу причинения существенного вреда здоровью потерпевшего, т.е. тяжкие, менее тяжкие и легкие телесные повреждения с кратковременным расстройством здоровья.

    Объективная сторона. Совершение преступления, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 159 УК РБ выражается в бездействии – лицо, которое заведомо сознает нахождение потерпевшего в опасном состоянии и может оказать помощь, не оказывает ее, совершение этого преступления может выразиться и в несообщение надлежащим учреждениям и лицам о необходимости оказания помощи человеку, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.
    Если лицо имело возможность оказать помощь, устраняющую опасность, но ограничилось сообщением о существующей опасности, то уголовная ответственность не исключается. Важным условием уголовной ответственности является отсутствие риска для жизни и здоровья лица, оказывающего помощь, или других лиц.
Преступление имеет место с момента не оказания помощи потерпевшему (считается оконченным). Наступление последствий не влияет на квалификацию. Однако учитывается при назначении наказания виновному.
    Субъективная сторона оставления в опасности характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что потерпевший находится в опасном для жизни и здоровья состоянии, и ему необходима нетерпящая неотлагательная помощь, которую это лицо может оказать и желает бездействовать.
    Субъектом по ч. 1 ст. 159 УК РБ может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
    Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159, является лицо, на котором лежит обязанность заботиться о потерпевшем. Обязанность заботиться о потерпевшем может основываться на законе. Такая обязанность может вытекать из брачно-семейных отношений, например, забота родителей о малолетних детях и т.д., а также из служебных и профессиональных обязанностей.
    Ч. 3 ст. 159 УК РБ предусматривает ответственность за заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние. Поэтому субъектом по ч. 3 может быть только лицо, виновно поставившее другое лицо в опасное состояние. Преступление имеет место с момента невыполнения обязанности по оказанию помощи потерпевшему после поставления его в опасное для жизни или здоровья состояние.

      В тех же случаях, когда в результате оставления в опасности лицом, возникшей по его вине, наступила смерть или телесное повреждение, ответственность должна наступать по ч. 3 ст. 159 и статьям УК в зависимости от совершенного преступления.

     С субъективной стороны (по ч. 3 ст. 159) постановление в опасное для жизни или здоровья состояние характеризуется косвенным умыслом либо неосторожностью, как в виде неосторожности или небрежности. Если при проставлении в опасность, то ответственность должна наступать за покушение, либо оконченное более тяжкое преступление.

Уважаемые родители!
Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии».

 

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ

Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно-принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.
Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность, за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.
В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.
ст.159 Уголовного кодекса республики Беларусь «Оставление в опасности»:
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо не сообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок       до      одного       года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ

СВОИХ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРИХОДА В ДЕТСКИЙ САД:

  • должны передать ребёнка воспитателю «из рук в руки»; воспитателям запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • должны обращать внимание на безопасный подъём и спуск ребёнка по ступенькам крыльца у входа в детский сад;
  • запрещается отпускать детей одних в детский сад на проезжей части дороги возле детского сада, равно как и самостоятельный подъём детей в группы на второй этаж без сопровождения родителей;
  • должны строго контролировать поведение своего ребёнка во время подъёма и спуска по лестничной площадке второго этажа: запрещается нахождение ребёнка одного, без сопровождения взрослого, на лестничном пролёте; запрещается катание детей на перилах, т.к. такая забава может привести к очень серьёзным травмам; не стоит устраивать на лестничных площадках подвижные игры (об этом Вы должны напоминать своему ребёнку). 

Составляющим воспитания культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является формирование умений и навыков безопасности жизнедеятельности в быту, природной и социальной среде на основе сочетания различных видов игровой деятельности и         др.
ОСНОВАНИЕ: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019г. №137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».

 

Что же педагоги и родители (законные представители), сообща,
должны сделать в этом направлении? 

(5-6 ЛЕТ) Безопасность жизнедеятельности

Формировать     представления:
- о (об) правилах поведения в чрезвычайных ситуациях в быту: при пожаре (выбежать из комнаты и позвать взрослых на помощь, позвонить по телефонам 101, 104, 112, нельзя прятаться), при поломке водопровода (подставить емкость под кран, позвать на помощь взрослых, предупредить соседей);
- опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе; люк; строительная площадка), в квартире (розетки, телевизор, электрообогреватель, открытое окно, балкон, камин с огнем, газовая плита, электроплита).
Развивать умения:
- соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами (электроприборы в розетку включает и выключает только взрослый, запрещается играть с розеткой, дотрагиваться до электроприборов мокрыми руками);
- самостоятельно применять правила безопасного обращения с животными (не подходить близко к чужим животным, к собакам, сидящим на привязи; не трогать животных в то время, когда они спят или едят; после того как погладил животное, обязательно вымыть руки);
- соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира в стандартных опасных ситуациях на улице (идя по тротуару, придерживаться правой стороны, обходить люки и другие препятствия, а также встречных пешеходов; переходить проезжую часть дороги по пешеходному или по надземному и подземному переходу), в автомобиле (во время движения не высовывать голову, не выставлять руку из окна, не открывать двери), в лифте (пользоваться лифтом можно только в сопровождении знакомого взрослого, входить в лифт после знакомого взрослого). 

(4-5 ЛЕТ) Безопасность жизнедеятельности

Формировать     представления:
- о правилах безопасного обращения с животными (опасно дразнить собак, трогать бездомных животных, потому что они могут укусить);
- правилах дорожного движения (сигналы светофора, движение по обочинам и тротуарам, переход проезжей части, при ожидании транспорта);
- правилах безопасного поведения в опасных ситуациях в быту: на кухне (самостоятельно пользоваться газовой плитой опасно, потому что можно отравиться газом или может возникнуть пожар; включать кран с горячей водой только в присутствии взрослого; острые, колющие и режущие предметы – молоток, нож, ножницы, терку, иголку, булавку, спицы – использовать строго по назначению, не баловаться и не играть с ними, потому что можно пораниться, хранить их в специальном месте); в подъезде (по лестнице ходить, держась за перила и руку взрослого; заходить в лифт только с родителями, не прыгать, не нажимать на двери); во дворе (если увидел осу, пчелу, не делать резких движений; не прикасаться губами или языком к металлическим предметам в мороз, потому что можно пораниться; кататься на качелях сидя, крепко держась за поручни); в автомобиле (сидеть в специальном детском кресле пристегнутым, вести себя в салоне спокойно);
Формировать     (развивать)         умения:
- применять правила безопасного поведения в местах, опасных для жизни и здоровья, в доме (опасно трогать розетки, засовывать в розетку пальцы, предметы – можно получить ожог, электрическими приборами могут пользоваться только взрослые; опасно подходить близко к камину и печке с огнем, знать правила тушения выпавшего уголька, искры, малого огня, одежды; опасно выглядывать из открытого окна и балкона, потому что можно упасть; нельзя брать спички); на улице (переходить дорогу надо по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора; не подходить к открытому люку, потому что в него можно провалиться; ходить по тротуару с правой стороны, держась за руку взрослого); в природе (нельзя долго находиться на открытом солнце, потому что можно перегреться, получить солнечный удар; купаться в водоеме только в присутствии взрослых, во время купания пользоваться надувным кругом, нарукавниками, жилеткой; ходить в лес только со взрослыми, собирать и пробовать только знакомые ягоды и грибы, потому что среди незнакомых могут быть ядовитые и ими можно отравиться; кататься на коньках, санках, лыжах только в специально отведенных            для    этого местах);
- безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях: потерялся (обратиться за помощью к милиционеру, женщине с ребенком или продавцу в магазине); встреча с незнакомцем (не подходить и не разговаривать с незнакомым человеком, потому что он может быть опасным; если незнакомец пытается открыть дверь, позвонить в милицию по телефону 102, 112 и назвать свой адрес; если подозрительный человек близко подходит, быстро уходить, убегать от него и звать на помощь «Помогите!»); безопасного катания на велосипеде, самокате (кататься внутри двора, в парке; не выезжать на проезжую часть улицы или двора; объезжать маленьких детей и пожилых людей; в случае ушиба или травмы при падении – обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи); на санках, лыжах (съезжать с горки, сидя на санках; съезжать со склона на лыжах поочередно, через определенный интервал времени; опасно кататься с горки или со склона, с которых можно выехать на дорогу, потому что можно попасть под проезжающий автомобиль). 

(3-4 года) Безопасность жизнедеятельности

Формировать представления: о (об) огнеопасных предметах и острых предметах, которые могут нанести вред здоровью (спички, свечи, нож, ножницы, вилка, заточенный карандаш); цветах светофора (зеленый – для перехода улицы, желтый – ожидание другого сигнала светофора, красный – переходить улицу нельзя); пешеходном переходе «зебра», дорожном знаке «Пешеходный  переход».
Формировать     (развивать)         умения:
соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе (нельзя приближаться к открытому окну, двери балкона, принимать таблетки можно только по назначению врача, когда их дают родители, потому что можно отравиться; осторожно передвигаться при спуске с лестницы; позвать на помощь, если упал, поранился); оберегать глаза (трогать чистыми руками, не бросаться песком); пить только чистую воду (кипяченую, бутилированную); соблюдать правила безопасного поведения на дороге (останавливаться перед движущимся транспортом, соблюдать правила перехода дороги, движения по тротуару), на участке (правильно пользоваться игровым оборудованием, играть на участке; если незнакомец зовет уйти с участка к маме, позвать воспитателя; к бездомным животным подходить опасно, потому что они могут напугать); соблюдать правила пожарной безопасности (нельзя брать спички – это может привести к пожару; нельзя трогать горящие свечи, подходить близко к горящему огню, потому что можно получить ожог). 

(2-3 года) Безопасность жизнедеятельности

Формировать навыки поведения, способствующие сохранению жизни и здоровья (Не подходи к незнакомым людям; Ничего не засовывай в розетки; Не бери нож и ножницы, ими можно пораниться; Не подходи на улице к незнакомым кошкам, собакам – могут укусить, поцарапать; стоять на безопасном расстоянии от качелей; при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги; при спуске с лестницы держаться за перила, не перешагивать через ступеньки и др.); умение обращаться за помощью к окружающим в случае опасности (громко закричать, показать рукой в сторону опасности). 

 

Постановление совета министров Республики Беларусь 15 января 2019 г. № 22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. № 22

«О признании детей находящимися в социально опасном положении».

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).

2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.

3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

 

 

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22

Критерии и показатели социально опасного положения

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее – государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:

выявление детей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее – неблагоприятная для детей обстановка);

социальное расследование – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке;

признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении – принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия), – совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:

в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении;

в организации и проведении социального расследования;

в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

в реализации мероприятий.

4. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее – комиссии по делам несовершеннолетних);

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования);

учреждения образования;

организации здравоохранения;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);

территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей;

территориальные органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.

Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.

5. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – координационные советы).

ГЛАВА 3
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

6. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

отделы образования, учреждения образования – при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;

организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;

органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании социальных услуг, осуществлении иных функций;

территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-профилактической работы;

организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.

Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

7. При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

8. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования.

ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

9. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).

10. К проведению социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.

11. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.

Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

12. При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

13. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

14. В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ

15. Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.

О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.

Координационный совет принимает одно из следующих решений:

признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

16. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.

17. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.

18. Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:

о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;

о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в связи с переездом семьи на новое место жительство, в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

19. При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.

20. Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.

21. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

22. Реализацию мероприятий обеспечивают:

22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:

организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;

принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;

формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);

22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;

22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;

организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;

22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:

обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования;

обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;

22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:

создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;

консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);

обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;

консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);

обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:

в соответствии с законодательством назначают пенсии, пособия;

в установленном законодательством порядке оказывают государственную адресную социальную помощь семье, иные виды помощи, участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи в натуральной форме, иностранной безвозмездной помощи, а также помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;

в установленном законодательством порядке оказывают социальные услуги, в том числе пострадавшим от насилия в семье;

участвуют в профилактических мероприятиях по противодействию домашнему насилию;

в соответствии с законодательством при необходимости оказывают содействие родителям в трудоустройстве;

22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:

проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства;

при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;

22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;

22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:

оказывают содействие в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;

22.11. организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг.

Версия сайта для слабовидящих